Как вычислить недобросовестного digital-подрядчика

Как вычислить недобросовестного digital-подрядчика: советы Workspace

Если перед вашей компанией стоит диджитал-задача — разработать сайт, вести группу в соцсетях, запустить контекстную рекламу или блог на сайте — вам нужен надежный подрядчик.  

Агентство или фрилансеры могут работать с вами годами и стараться на благо общего дела. Но бывает и по-другому: вы находите специалистов, заключаете договор — и начинается: срывы сроков, откровенная халтура, навязывание допуслуг.

Как обезопасить себя и вычислить недобросовестных специалистов еще до заключения договора? Специалисты тендерной площадки Workspace рассказали о негативных сигналах, которые указывают на то, что нужно сразу отказываться от сотрудничества с подрядчиком или хорошенько над этим подумать.

Сигнал 1. Мало данных

Допустим, у вас есть несколько кандидатов, которых вы нашли по сарафанному радио, или самостоятельно разместили вакансию и теперь смотрите отклики. Первым делом вы идете изучать сайт агентства или фрилансера, а если его нет — то страницу или паблик в соцсетях.

Подрядчики, которым нечего скрывать, открыто указывают ключевые сведения о себе:

Если данных мало или совсем нет — значит, специалист шифруется по непонятной причине. В этом случае есть очень большая вероятность, что вы попадете на мошенника и попрощаетесь со своими деньгами.

Классика жанра: фейковый профиль, еще и закрытый

Бывают и исключения — мы знаем фрилансеров, которые работают под псевдонимами и не публикуют реальные фото, потому что это их фишка. Отличить их от мошенников просто: у них всегда есть портфолио и отзывы клиентов. Если сомневаетесь — напишите авторам отзывов и лично расспросите о подрядчике.  

Сигнал 2. Явная некомпетентность

Простой пример: вы планируете заказать разработку сайта, у вас большой бюджет и большие амбиции, вы хотите получить качественный крутой портал. А агентство предлагает вам сделать по-быстрому сайт на бесплатном конструкторе. Ну несолидно же!

Хорошо, запустили сайт, захотели поднять трафик. Настроились на долгую вдумчивую работу, а фрилансер говорит: пфф, ерунда, сейчас поведенческие факторы накрутим и вся недолга. А то, что при такой схеме сайт может попасть под санкции — он скромно умолчит или вообще об этом не знает.

В свете последних событий, когда digital в России стремительно поменялся, знание трендов и ориентирование в ситуации стало еще более актуальным. Ни один компетентный специалист сейчас не предложит вам размещение рекламы в запрещенной соцсети — во-первых, нельзя, во-вторых, какой смысл!

Если вы сами далеки от digital, привлеките к общению человека в теме — например, интернет-маркетолога. Он сразу увидит уровень компетенции подрядчика и выдаст свой вердикт — стоит сотрудничать с подрядчиком или нет.

Сигнал 3. Много негативных отзывов

На сайте или в соцсетях подрядчика вряд ли будет негатив — мало кто хочет портить себе репутацию. А вот на сторонних ресурсах — его вполне можно найти. Советуем вбить название агентства или имя фрилансера в поисковик и поизучать отзывы.

Черные списки есть во многих профессиональных digital-сообществах

Кстати, если у подрядчика отзывов нет вообще — это сигнал о том, что его просто никто не знает. Решайте, хотите ли работать с новичком. 

Сигнал 4. Мало конкретики

Допустим, вас все устроило, вы звоните или пишете потенциальному подрядчику и начинаете общаться. Задаете вопросы и пытаетесь получить четкие ответы, но слышите только общие фразы:

— Покажите ваше портфолио.

— О, мы работали с крутыми клиентами!

— Расскажите, как будет проходить сотрудничество?

— Не переживайте, не подведем!

— Какие KPI поставим?

— Отчеты будем присылать в конце месяца!

Надежному подрядчику нечего скрывать, он сам вам все расскажет и покажет. Если нет — либо он просто не знает, как будет работать, либо что-то утаивает. Ну и зачем с таким сотрудничать? 

Это были очевидные сигналы, теперь поговорим о менее явных. 

Сигнал 5. У подрядчика нет кейсов

Кейсы — наглядное доказательство, что подрядчик умеет делать свою работу и решает задачи клиента. Они пишутся по одной схеме:

Кейсы  важнее, чем портфолио: именно по ним заказчик может составить впечатление, как строится работа и что подрядчик может ему дать. А не просто посмотреть факт выполненной работы.

Обычно кейсы можно найти в специальном разделе сайта, на его главной странице либо на внешних площадках. У нас на тендерной площадке Workspace есть раздел, где российские digital-агентства публикуют свои кейсы.

Можно посмотреть кейсы по любому направлению digital  

Сигнал 6. Подрядчик привлекает дешевых специалистов

Интересный пункт, на котором остановимся подробно. Относится в основном к агентствам, суть работы которых — подбирать специалистов под задачи клиента и организовывать работу. 

Но бывает, что агентство очень хочет сэкономить и нанимает дешевых фрилансеров. Простой пример: крупная компания заказывает тексты на 300 000 рублей в месяц, а агентство идет на биржу, ищет там авторов за копейки и платит им в лучшем случае 30 000. 

Клиенту, разумеется, о таких деталях не говорят. Он полностью уверен, что платит большие деньги за статьи от блестящих авторов, а на самом деле получает тексты с биржи. 

Как это проверить до заключения договора? Понятно, что напрямую ни одно агентство об этом не скажет. Можно указать конкретные требования к автору: опыт работы, компетенции, образование. Можно дать пробное задание и попросить стороннего специалиста оценить уровень. Или попросить прямые контакты авторов, чтобы лично побеседовать с ними.  

Сигнал 7. Жесткий демпинг

На первый взгляд это хорошо: о, какого дешевого подрядчика мы нашли, можно сэкономить и направить бюджет на что-то другое. Но не спешите радоваться: демпинговать подрядчики могут по нескольким причинам, и каждая из них невыгодна для вас:

У нас есть калькулятор цен на диджитал-услуги: можно выбрать нужный город и узнать, сколько стоит час работы специалиста и средние расценки по каждому виду услуг. Данные рассчитаны по среднему ценнику на услуги агентств, участвующих в тендерах на Workspace.

Пример расчета стоимости сайта под ключ в Москве

Сигнал 8. Навязывание дорогих услуг

Не всегда дорогое значит лучшее. Не всегда дорогая услуга нужна именно вам. Хорошие агентства думают не только о своей прибыли, но и о пользе для клиента. Если эта конкретная услуга ему не нужна — зачем ее предлагать? Если видите, что вас откровенно разводят на деньги — прощайтесь.

Подвох тут в том, что вы можете сами не знать, нужна вам эта услуга или нет. Например, хотите заказать контекстную рекламу, но сайт, на который она будет вести, давно устарел. Вы можете этого не видеть и не придавать особого значения — а подрядчик опытный, он понимает, что люди будут уходить с устаревшего ресурса и вы сольете бюджет впустую. Конечно, он предложит вам редизайн сайта, чтобы отдача от рекламы была больше.

Если сомневаетесь — просите у подрядчика аргументы. Пусть объяснит на примерах, приведет успешные кейсы других клиентов, докажет, что услуга вам нужна. Нет аргументов — нет и сотрудничества. Оптимально, если эти аргументы послушает еще и маркетолог, чтобы оценить их силу. 

Сигнал 9. Шаблонные документы

Речь о брифе и коммерческом предложении — документах, которые заполняют обычно до заключения договора. Наше глубокое убеждение — такие документы должны составляться максимально адресно, с учетом ниши и реалий бизнеса клиента, поставленной задачи. 

Возьмем бриф. Хороший подрядчик сам завалит клиента вопросами, чтобы понять, что ему нужно и как с ним работать. От недобросовестного вопросов не дождешься — ему не интересен ваш бизнес, вы для него один из десятков и сотен в потоке клиентов. Максимум — пришлет стандартный документ со стандартными вопросами.

Или коммерческое предложение. Помимо услуг и расценок на них, в хорошем КП должны быть конкретные предложения от заказчика. Например: «Мы провели первичный анализ вашего продукта, изучили конкурентов и можем предложить вам то-то и то-то за такую-то цену. Вот примеры, как мы это делаем, вот результаты других». 

Пример страницы коммерческого предложения с примером и результатом

Однако агентства часто составляют документы по шаблону — просто меняют название компании клиента. Казалось бы, можно понять — зачем подрядчику вкладывать лишние усилия, ведь непонятно, заключат с ним договор или нет. Но надежное агентство постарается заинтересовать собой клиента, проявит интерес к задаче и самое главное — уже на этом этапе предложит конкретные решения, чтобы клиенту было легче сделать выбор. 

Выбирайте тех, кто демонстрирует серьезный подход к вашей задаче, доказывает свою ценность не на словах, а с помощью кейсов и цифр, думает не только о своей, но и о вашей прибыли. С такими подрядчиками работают долгие годы и получают обоюдную пользу.

Успехов вашему бизнесу!  

 

Если вам нужна консультация или партнер в выстраивании коммуникаций, мы,

как и прежде, на связи

+74993222074 

sales@2l-pr.ru

Наш канал в Telegram Подписаться

Наш канал в Яндекс.Дзен Подписаться

25.05.2022

оставить заявку

Хотите получать больше полезного из мира PR в IT? – Подпишитесь на рассылку!