Нина Зинченко, аккаунт-менеджер агентства 2L — куратор исследования
Ирина Буренина, проектный менеджер и Алексей Шабельский, менеджер контент-службы агентства 2L — авторы статьи.
Периодически мы в агентстве проводим исследование сегментов ИТ-рынка, в которых помогаем нашим клиентам с продвижением. В этот раз мы реализовали проект по изучению портрета российского пользователя ноутбуков. Нам удалось собрать данные 29 318 человек в возрасте от 18 лет, проанализировать их и выявить некоторые закономерности: как в зависимости от возраста респонденты используют и выбирают ноутбуки, как часто они их обновляют и какие критерии для принятия решения о покупке для них наиболее важны.
Данные для проведения исследования были собраны при помощи онлайн-опроса методом анкетирования жителей России, русскоговорящей Европы и стран СНГ в возрасте от 18 до 70 лет. При этом доля участников из России составила 93,7%.
Опрос был проведен в период с 1 июня по 18 июля 2021 года среди пользователей YouTube, Twitch и TikTok. В нем приняло участие 29 318 человек.
Мы попросили участников исследования выбрать один из четырёх распространённых сценариев использования ноутбуков: учеба, работа; гейминг/киберспорт; досуг/развлечение — серфинг в интернете и создание контента.
Наиболее активно пользуется ноутбуками аудитория от 22 до 45 лет: из них 58% — участники опроса в возрасте до 24 лет, 42% относятся к категории 25-45 лет.
Учеба или работа с офисными программами — главные цели приобретения ноутбука во всех возрастных категориях, кроме группы до 18 лет. Доля пользователей, покупающих лэптопы для этих целей, в среднем по возрастным категориям составляет 47% от всех участников опроса в возрасте старше восемнадцати. Эту тенденцию подтверждает и исследование, проведенное Honor: 85% респондентов в рамках него указали, что основной целью, побудившей их инвестировать деньги в покупку ноутбука, стало обучение и работа.
В остальных случаях, как показало наше исследование, ноутбуки покупались для досуга. При этом 21% респондентов дополнительно отметил, что планировал использовать устройство для работы.
48% несовершеннолетних пользователей приобретают ноутбук в первую очередь для гейминга или киберспорта. Чем старше опрошенные, тем меньше они интересуются компьютерными играми. В категории 18-24 лет ноутбуки для игр покупает 35%, а среди пользователей старше 45 таких всего 10%. Доля же людей, выбирающих ноутбуки в качестве девайса для серфинга в Сети, наоборот растет с возрастом: с 9% в категории 18-24 и до 29% в категории старше 45.
При этом, по данным «М.Видео — Эльдорадо» на третий квартал 2021, продажи игровых ноутбуков в России возросли на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года; сегодня каждый пятый купленный соотечественниками ноутбук — игровой.
Как отмечают аналитики, рост игрового сегмента обусловлен более «домашним» образом жизни россиян в последний год и повышенной популярностью домашних развлечений. Маркетологи могут использовать это тренд для коллабораций с производителями игр.
Интересно, что в 2021 году появилась новая категория пользователей, использующих ноутбук для создания контента. Если в 2020 году аналитики относили таких юзеров к категории «прочие», то сейчас они стали выделять их в отдельную группу. По данным Gfk, россияне стали чаще покупать ноутбуки с целью создания качественного фото- и видеоконтента для соцсетей.
Самыми важными критериями при выборе ноутбука для россиян оказались следующие: какой у него процессор, какова производительность и сколько стоит девайс.
Интересно отметить, что требования к процессору остаются критичными при выборе ноутбука во всех возрастных категориях, в том числе до 18 и после 45 лет.
Процессор и характеристики ноутбука, напрямую связанные с ним — главные критерии при выборе ноутбука, которые выделяют пользователи во всех опросах.
Результаты нашего опроса показали, что российские пользователи традиционно предпочитают такие бренды, как Asus, Lenovo и Acer. Причем во всех возрастных категориях лидерство этой «золотой» тройки сохраняется.
Доля используемых опрошенными ноутбуков на базе процессоров AMD составила 37%. Производитель в настоящий момент наращивает лидерские позиции в этом сегменте рынка. Процессоры Ryzen сегодня заняли прочные позиции не только в десктопных компьютерах, но все больше находят применение и в мобильных решениях и ноутбуках. По мнению экспертов CRN, российский сегмент ПК вполне адекватно реагирует на ширящуюся диверсификацию процессорных предложений — как в части роста доли ЦП AMD, так и в плане появления компьютеров, созданных на чипах отличной от х86 архитектуры.
Интересна и зависимость «возраст — процессор ноутбука». Чем моложе опрашиваемая группа, тем больше процент лэптопов на базе AMD:
По данным отчета «Яндекса», у ноутбуков на Intel сохраняется самая большая доля на рынке за три года, но по популярности абсолютное большинство в топ-10 — у процессоров AMD. При этом процессоры AMD продолжают доминировать в рейтинге самых популярных.
Россияне сегодня лучше всего покупают ноутбуки на базе процессоров Ryzen, сообщает портал CNews. Интересно, что эта тенденция затронула не только такие бюджетные сегменты, к которым принадлежит, скажем, Ryzen 3, но и высокие — к нему относится Ryzen 7. Статистика продаж ноутбуков на базе Ryzen 5 за третий квартал 2021 вывела Россию на первое место среди европейских стран.
Источник: IXBT
34% опрошенных указали, что обновляют свои девайсы реже, чем раз в пять лет — ноутбук остается дорогой покупкой для россиян, которая требует накоплений или кредитов.
В целом, по мнению аналитиков, российский рынок ноутбуков после скачка в 2020, вызванного масштабным переходом на удаленную работу и повышенным курсом доллара, в 2021 приходит к своим нормальным темпам. По сравнению с прошлым годом продажи ноутбуков снизились, но они почти в полтора раза больше, чем за аналогичный период в 2019 году.
С сентября 2020 свои ноутбуки обновили 8,3% участников опроса, а в промежутке от года до трех лет назад — 15,4%. Всего за последние три года новые лэптопы приобрело почти 24% пользователей. Одним из главных факторов, повлиявших на рост продаж, является глобальный переход на удаленную работу. Работодатели организовывали своим сотрудникам удаленные рабочие места и проводили дополнительные закупки ноутбуков и периферийного оборудования; а особенно актуальными стали ВКС-решения для переговорных различного типа.
В марте прошлого года продажи ноутбуков выросли на 68% по сравнению с тем же периодом 2019-го. Причем в октябре 2021 продажи ноутбуков испытали очередной бум. По данным Gfk, в октябре 2021 было продано более 296 тыс. ноутбуков, что на 11% больше, чем в октябре 2020-го. Причем в последнюю неделю октября продажи выросли сразу на 25% по сравнению с аналогичной неделей год назад.
Чем старше категория опрашиваемых, тем меньше оказалась в ней людей без ноутбуков. В среднем только у 20% опрошенных старше 25 лет нет ноутбуков.
В то же время почти у половины (42%) опрошенных в возрасте до 18 лет нет этих девайсов.
Если вам нужна консультация или партнер в выстраивании коммуникаций, мы,
как и прежде, на связи
+74993222074
Наш канал в Telegram Подписаться
Наш канал в Яндекс.Дзен Подписаться
14.12.2021